“Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам”.
Р.Эмерсон
Актуальность опыта. В эпоху информатизации и компьютеризации, в условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Основа этих навыков закладывается в период дошкольного детства.
Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. Представления, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надёжнее тех, которые получены репродуктивным путем. Это отчасти объясняется тем, что нашим воспитанникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного возраста.
В процессе работы для меня стало очевидным, что в повседневной жизни дети часто проявляют живой интерес ко всему, что их окружает, но при этом не могут разобраться в новых явлениях, свойствах, функциях. Их действия носят хаотичный характер, представления об окружающем мире неустойчивы. Дети дошкольного возраста задают много вопросов, но зачастую не умеют их правильно сформулировать и найти на них ответ. В ходе наблюдения за воспитанниками я отметила, что практически все они при первых же неудачных попытках выполнить задание прибегали к помощи взрослого и не стремились самостоятельно разобраться с возникшей
2
проблемой. Дети испытывали затруднения при выполнении задания, но не
могли правильно сформулировать вопрос для получения необходимого уточнения. Когда я предлагала воспитанникам проверить свое предположение на практике, они затруднялись это сделать по причине отсутствия умений связанных с экспериментальной деятельностью. Дети в целом проявляли слабый интерес к экспериментированию, так как у них отсутствовал ряд необходимых для этого навыков и умений.
Кроме того, из личных наблюдений и бесед с родителями воспитанников я убедилась, что дома дети, как правило, не имеют возможности в полной мере удовлетворять, и тем самым, поддерживать свой познавательный интерес. Это объясняется недостаточной психолого-педагогической грамотностью родителей, а так же отсутствием у большинства родителей времени и стремления создать детям условия, необходимые для изучения окружающего мира экспериментальным путём. Родители не знают, как правильно организовать экспериментирование в домашних условиях и грамотно руководить этим процессом.
Осознавая, что эти пробелы в дальнейшем могут привести к стойким проблемам при обучении в школе (так как ребенок не сможет видеть проблему и ставить вопросы, уметь доказывать, делать выводы, высказывать предположения и строить планы по их проверке) я пришла к выводу, что одних традиционных методов в работе недостаточно, необходимо изыскивать наиболее эффективные и естественные пути решения задач формирования представлений воспитанников об окружающей действительности. Это побудило меня к организации целенаправленной работы по экспериментально-опытнической деятельности с детьми.
Цель: Формировать познавательный интерес у детей среднего дошкольного возраста посредством экспериментально-опытнической деятельности в процессе ознакомления с неживой природой.
3
Задачи:
- подобрать и проанализировать научную и методическую литературу, практические материалы по использованию метода экспериментирования с целью ознакомления детей среднего дошкольного возраста с неживой природой;
- пополнить предметно-развивающую среду группы материалом для проведения опытов и экспериментов с объектами неживой природы;
- разработать и внедрить в практику работы с детьми перспективное планирование экспериментально-опытнической деятельности, конспекты занятий;
- повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам формирования познавательного интереса у детей посредством экспериментально-опытнической деятельности в процессе ознакомления с неживой природой, сделать их полноценными участниками образовательного процесса.
Длительность работы над опытом: 2014/2015, 2015/2016 учебный год.
Этапы работы:
1) подготовительный;
2) организационный;
3) реализационный;
4) рефлексивно-аналитический.
Ведущая идея опыта состоит в том, что детское экспериментирование и опытническая деятельность могут быть довольно успешно использованы в процессе ознакомления воспитанников с неживой природой, так как позволяют развивать мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показать связи между живым и неживым в природе, удовлетворяя естественную потребность в познании через собственные ощущения.
Описание деятельности
Изучая научную методическую литературу по вопросам развития
4
познавательной активности детей дошкольного возраста, использованию метода детского экспериментирования я взяла за основу своей работы высказывание В.А.Сухомлинского: “Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал”. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н.Н. Поддьяков, А.И. Савенков, А.Е. Чистякова, О.В. Афансьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности: «Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка». На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с детьми дошкольного возраста.
По мнению академика Н. Н. Поддьякова: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования…», «...в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения» [7, с.6]. Иванова А.И. отмечает: «…наблюдения и эксперименты составляют основу всякого знания,…без них любые понятия превращаются в сухие абстракции!» [4, с.6].
Однако, анализируя выполнение «Учебной программы дошкольного образования» по образовательным областям «Ребенок и природа», «Ребенок и общество» [1, с.187, 200] я отметила, что дети проявляют слабый интерес к экспериментированию по причине отсутствия у них ряда навыков и необходимых для этого умений: видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять
5
существенные признаки, причины и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы.
Зная, что важным условием успешной работы является создание предметно-развивающей среды, я приступила к усовершенствованию имеющегося в группе «Уголка экспериментирования». Учитывая возрастные особенности воспитанников, преобразовала имеющийся уголок в центр исследования «Почемучки». Развивающую среду центра я старалась организовать таким образом, чтобы она способствовала возникновению у детей интереса и инициативы к взаимодействию с окружающим, удовлетворяла потребности к познанию окружающего мира. Материал центра исследования мы собирали вместе с воспитанниками и их родителями. Так как создание предметно-развивающей среды в центре является непрерывным процессом, по мере накопления материала я посчитала целесообразным его систематизировать, для этого распределила содержимое центра по четырём разделам:
- Первый раздел «Неживая природа» включает в себя: семена овощей, фруктов, деревьев, зерновых культур, песок, глину, камни, чернозем, мел, торф;
- Второй раздел «Природный материал» предназначен для организации экспериментально-опытнической деятельности с природным материалом: шишки, мох, скорлупа орехов, птичьи перья, кусочки кожи, меха;
- Третий раздел «Свойства материалов» содержит различный по структуре и свойствам материал: бумага копировальная разной прозрачности, наждачная, фольга разного цвета, плотности, ткани, металл-проволока, болты, винтики, гайки, магниты, шурупы; резина, увеличительные стекла, тактильные дощечки, баночки с запахами, пищевые продукты: соль, сахар, корица, крахмал; краски - акварель, гуашь; шумовые баночки;
6
- Четвертый раздел «Приборы и оборудование» объединяет инструментарий для проведения опытов и экспериментов: стаканчики разного цвета и прозрачности; пластмассовые ложки для сыпучих материалов, деревянные палочки, трубочки для коктейля, пипетки, сито, свечи, компас, линейки, веревки разной длины, безмен, воздушные шары.
С появлением центра исследования у воспитанников заметно возрос познавательный интерес, они стали задавать вопросы относительно строения, свойств, качеств и особенностей предметов и явлений. Постепенно организуемая и проводимая мной работа в центре исследования стала сменяться самостоятельной экспериментально-опытнической деятельностью детей под моим руководством.
В целях систематизации организуемой работы с воспитанниками разработала перспективное планирование экспериментально-опытнической деятельности вне занятий (Приложение 1). Для повышения качества и эффективности планируемой работы с детьми составила картотеки опытов и экспериментов, разработала познавательно-исследовательские проекты, а также конспекты занятий и других видов детской деятельности (Приложение 2).
По мере работы с детьми я накопила достаточно информации об их интересах и представлениях об окружающем мире. Проанализировав полученную информацию, начала апробировать различные приёмы с целью формирования представлений воспитанников о последовательности действий при проведении эксперимента. Своеобразным простейшим алгоритмом работы для детей выбрала «Модель трёх вопросов» [6, с.7]. Отвечая на вопросы: «Что знаем?», «Что хотим узнать?», «Как узнать?», дети проговаривают последовательность действий в ходе проведения исследования. Учитывая преобладание наглядно-образного типа мышления у воспитанников, я видоизменила модель, добавив картинку-символ для каждого из вопросов. Зрительная опора на визуальные элементы модели
7
помогла удерживать внимание и поддерживать интерес детей в процессе
работы, способствовала осмыслению и запоминанию последовательности действий. Например:
- Что мы знаем о воде? (у воды нет вкуса, нет запаха);
- Что хотим узнать? (какого цвета вода?);
- Как узнать, какого цвета вода? (порисовать водой на чистом листе бумаги, посмотреть через прозрачную банку с водой и др.).
Сначала дети затруднялись с поиском способов проведения обследования, руководя процессом, я задавала много наводящих вопросов. Но по мере того, как увеличивалось количество проведённых нами экспериментов, они всё активнее включались в процесс, познавательная активность возрастала, предложения детей становились всё осознанней и интересней.
Экспериментально-опытническая работа с детьми использовалась мной как на занятиях, так и в нерегламентированной деятельности. На занятиях преимущественно проводились опыты, а в рамках познавательно-практической деятельности предпочтение отдавала детскому экспериментированию.
С целью поддержания и развития познавательного интереса воспитанников я придерживалась двух простых правил:
- На любой вопрос ребёнок должен получить ответ. И лучше, если этот ответ, под моим руководством, получит он сам.
- Каждое предположение ребёнка имеет право на проверку опытническим путём, если это не угрожает здоровью ребёнка или не противоречит этическим нормам.
Непосредственно экспериментально-опытническую деятельность с детьми я организовывала, руководствуясь структурой, предложенной А.А. Петрикевич:
• Проблемная ситуация. Целеполагание.
8
• Выдвижение гипотез.
• Проверка предположения (практическая часть).
• Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось).
• Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось), общее формулирование выводов (как получилось).
Осознавая, что работа в этом направлении должна вестись последовательно, с постепенным усложнением, я разработала схемы-алгоритмы изучения опытническим путём свойств основных объектов исследования – вода, песок, воздух, солнечный свет, бумага и др. (Приложение 3).
«Вода – источник жизни» назывался наш первый опыт по изучению свойств воды. Вместе с детьми мы срезали две ветки дерева, одну ставили в воду, другую в пустую емкость. В течение трёх дней наблюдали, что происходит с ветками. Результат наблюдений позволил детям сделать вывод – без воды нет жизни.
Далее последовали опыты с целью выявление вкуса, запаха, цвета воды. Дети пробовали на вкус воду, растворяли в ней соль, сахар, муку. Определяли вкус получившихся растворов. Сделали вывод, что вода растворяет данные вещества и приобретает их вкус. Пробовали растворять песок, наблюдали и выяснили, что он не растворяется в воде.
Для выявления запаха воды дети сравнивали чистую воду и раствор, приготовленный из воды и сока выжатого лука. Сделали вывод, что вода не имеет запаха.
В целях определения цвета воды дети использовали краски (гуашь), муку, смешивали, наблюдали, что происходит с водой, как она становится мутной. Наблюдали видимость предметов в чистой и мутной воде. Пришли к
9
выводу, что вода не имеет цвета. Для очистки воды были изготовлены элементарные фильтры. После очистки вода становилась прозрачной. Для обеззараживания её использовали йод. Данный опыт подвёл детей к выводу, что вода может быть загрязнена и вредна для здоровья; перед её использованием людьми, она должна быть очищена фильтрами от грязи.
Переливая воду из одного сосуда в другой, мои воспитанники самостоятельно сделали вывод, что вода жидкая. Родители помогли познакомить детей и с другими состояниями воды – когда она замерзает при низкой температуре и превращается в лёд или в снег, а при высокой – в пар. Не теряя интереса, дети наблюдали, как происходит обратное «превращение» - при комнатной температуре лёд таял и вновь становился водой, а пар оседал на крышке кастрюли капельками воды.
Во время проведения опыта «Корабли» дети знакомились со свойствами плавающих предметов. Наблюдали, что происходит с плавающими и металлическими предметами, камешками, песком. В эксперименте «Барханы» дети с удовольствием показывали, как можно получить барханы (волны в стакане), используя стакан с водой и трубочку для коктейля.
Чем больше опытов мы проводили, тем активнее формировался познавательный интерес у детей.
Во время работы над изучением свойств объектов неживой природы из заранее заготовленных картинок-символов мы с детьми составляли схемы проведения опытов. Они являлись зрительным планом, благодаря которому дети могли ответить на следующие вопросы: «Как я это делаю?», «Почему я это делаю именно так, а не иначе?», «Зачем я это делаю? Что хочу узнать?», «Что получилось в результате?». Совместное составление схем способствовало тому, что дети начали интересоваться устройством предметов, их свойствами и связями в природе; научились рассуждать,
выстраивать логические цепочки, выделять причинно-следственные связи.
10
Закреплять полученные представления помогли изготовленные совместно рисунки-схемы.
Непосредственно участвуя в эксперименте, старалась быть для детей равноправным партнером, руководить экспериментом так, чтобы у воспитанников сохранялось чувство самостоятельности открытия. Старалась не подменять инициативу ребенка своими замыслами или выполнять задание за ребенка, пусть даже с целью оказания помощи ему. Руководила и направляла замыслы ребенка, предоставляла возможность ребенку самому сделать маленькое открытие, поделиться им со сверстниками, и получить от этого удовольствие и желание продолжать исследовать окружающий мир.
Я понимала, что полноценное решение поставленных задач невозможно без сотрудничества с родителями. Для выявления представления об отношении родителей к проблеме детского экспериментирования провела анкетирование (Приложение 4). Качественный анализ полученных ответов показал, что родители в целом положительно относятся к проявлениям познавательного интереса детей и понимают, что роль детского экспериментирования занимает в развитии ребенка не последнее место. С целью повышения педагогической грамотности родителей воспитанников проводила беседы и консультации по вопросам необходимости организации и сопровождения экспериментально-опытнической деятельности их детей («Как, зачем и почему?», «Тернистый путь к познанию», «Сто тысяч почему», «Маленькие исследователи» и др.).
Очень удачной формой взаимодействия с родителями оказалась газета для родителей «Домашняя лаборатория». В ежемесячных выпусках я старалась размещать полезную информацию: советы, простые опыты и эксперименты в домашних условиях, игры на обогащение и развитие опытно-экспериментальной деятельности детей данного возраста. Отдельной рубрикой шли рекомендации по организации опытно-экспериментальной деятельности в домашних условиях.
11
Организовала и провела выставки совместных работ родителей с детьми «Осенняя симфония», «Вторая жизнь ненужных вещей», «Мы – изобретатели».
В результате родители стали с удовольствием проводить опыты и эксперименты в домашних условиях совместно с детьми, делиться своими впечатлениями и наблюдениями друг с другом. Они осознали значимость познавательного интереса ребёнка и научились его поддерживать в условиях семьи.
На заключительном этапе, анализируя свою работу, могу отметить значительную динамику роста в познавательном развитии детей среднего дошкольного возраста, что позволило повысить качество образовательного процесса. Воспитанники в полной мере овладели базовым компонентом в образовательных областях «Ребёнок и общество», «Ребёнок и природа» [1, с. 18-19, 20]. Дети научились анализировать, классифицировать и обобщать полученную информацию. Они охотно высказывают свои предположения о причинах наблюдаемых явлений, правильно задают вопросы, доказывают свою точку зрения. На основе полученных результатов можно сделать следующие выводы: к старшему дошкольному возрасту у детей сформированы предпосылки поисковой деятельности и интеллектуальной инициативы; дети способны самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключение; определять возможные методы решения проблемы, как с помощью взрослых, так и самостоятельно; свободно пользуются специальной терминологией, ведут конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что воспитанники приобрели прочные знания, практические умения и навыки в экспериментально-опытнической деятельности.
Я на практике убедилась, что экспериментально-опытническая
12
деятельность в процессе ознакомления воспитанников с неживой природой –
это эффективное средство активизации познавательных и творческих возможностей детей дошкольного возраста. Это реальная возможность для их саморазвития и самореализации, развития креативности, исследовательских умений, навыков общения в коллективе, самооценки и оценки работы.
Полученные результаты свидетельствуют об эффективности проделанной работы, что предполагает необходимость продолжить работу в данном направлении.
13
Список использованных источников и литературы
- Учебная программа дошкольного образования /Е.А. Панько
[и др.]. – Минск: НИО; 2012. – 415 с. - Дыбина, О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В.Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина– М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 192с.
- Дыбина, О.В. «Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста» / О.В. Дыбина, Н.Н. Поддъяков, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.
- Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.2007. с.6
- Ладутько, Л.К. Неживая природа. Примерное планирование и занятия по экспериментальной деятельности / Л.Ладутько, С.Шкляр // Пралеска. – 2004. - №2. Николаева, С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой.
- Петрикевич, А.А. Метод проектов в образовании дошкольников: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. Образования / А.А.Петрикевич. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2008. – 102 с.: ил. (Модель трех вопросов) стр 7
- Поддъяков Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности. Педагогический вестник.1997. №1, с.6
- Пономарёва, Л.С. Экспериментальная работа в детском саду/ Л.С.Пономарёва. Мозырь: Содействие, 2007. – 72с.
- Рыжова, Н.А. Волшебница вода. Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. / Н.А. Рыжова. – М. Линка – ПРЕСС, 1997. - с.72
- Тугушева, Г.П. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие» / Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 128с.
Приложение 1
Перспективное планирование по экспериментальной деятельности
в средней группе
Месяц |
Опыты, игры |
Цель |
Материал |
Сентябрь |
Вода – источник жизни |
Формировать представление детей о значении воды в жизни растений. |
Пластмассовые стаканчики, вода, веточки. |
Вкусная водичка |
Формировать представление детей о воде, её свойствах (вкус). Формировать умение сравнивать и анализировать. |
Пластмассовые стаканчики, вода, сахар, соль. |
|
Свойства воды |
Формировать представление детей о воде, её свойствах (запах). Формировать умение сравнивать и анализировать. |
Пластмассовые стаканчики, вода, ванильный сахар, лук. |
|
Разноцветная водичка |
Формировать представления о свойствах воды (прозрачная, бесцветная, вода изменяет цвет). |
Стаканчики с водой, краски, кисточки, маленькие игрушки. |
|
Вода не имеет формы |
Формировать представление детей о том, что вода не имеет формы. |
Ёмкости различной формы. |
|
Октябрь |
Что тяжелее? |
Формировать представление детей о том, что вода имеет вес. |
Весы, перышки, ёмкость с водой. |
Как вода гулять отправилась |
Формировать представление детей о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой. |
поролоновая губка, пластмассовый шприц без иглы, резиновая груша, ванночка с водой. |
|
Песок, его свойства |
Формировать представление детей о свойствах сухого песка, рассмотреть форму песчинок. |
Чистый сухой песок, лоток, лупа. |
|
Песчаный конус |
Формировать представление детей о свойствах сухого песка (сыпучесть). |
Чистый сухой песок, лоток, воронка. |
|
Ноябрь |
Рассеянный песок |
Формировать представление детей о свойстве мокрого песка. |
Сито, карандаш, ключ, песок, лоток. |
Мокрый песок |
Формировать представление детей о свойствах мокрого песка. |
Мокрый песок, формочки для песка. |
|
Волшебная кисточка |
Формировать представление детей о том, что благодаря белой краске цвета сильно изменяются, приобретают мягкие, нежные оттенки и не теряют свою красоту. |
Листы бумаги, вырезанные в виде палитры художника, белая краска, гуашь. |
|
Декабрь |
Рисунки из песка |
Формировать представление детей о том, что на песке можно рисовать |
Палочки, песок, листы белой бумаги. |
Какой песок тяжелее |
Формировать представление детей о том, что мокрый песок тяжелее сухого. |
Весы, ложечки, ёмкости с сухим и мокрым песком. |
|
Можно ли песок заморозить? |
Формировать представление детей о том, можно ли заморозить песок. |
Ёмкости с сухим и мокрым песком. |
|
Взаимодействие воды и снега |
Формировать представление детей о двух агрегатных состояниях воды (жидким и твердым). Выявить свойства воды: чем выше ее температура, тем в ней быстрее, чем на воздухе, тает снег. Сравнить свойства снега и воды: прозрачность, текучесть – хрупкость, твердость. |
Мерные емкости с водой разной температуры (теплая, холодная, уровень воды отмечен меткой), снег, тарелочки, мерные ложки. |
|
Январь |
Что в пакете? |
Формировать представление детей о свойстве воздуха: невидим, не имеет формы, сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды). |
Два целлофановых пакета (один с водой, другой с воздухом). |
Загадочные пузырьки |
Формировать представления детей о том, что воздух есть в других предметах. |
Ёмкости с водой, кусочки поролона, брусочки дерева, комочки земли. |
|
Февраль |
Воздух повсюду |
Формировать представление детей обнаруживать воздух в окружающем пространстве и выявлять его свойство – невидимость. |
Воздушные шарики, стаканчики с водой, листы бумаги. |
Ветер двигает корабли |
Формировать представления детей о том, что ветер – это движение воздуха. |
Кораблик с парусом, ванночка, вода. |
|
Сравнение песка, воды и воздуха |
Продолжать закреплять знания детей о свойствах песка, воды и воздуха. |
Ёмкости с водой, песком, весы, целлофановый пакет, ложечки. |
|
Свет вокруг нас |
Формировать представление детей, что источники света могут быть природные и искусственные – изготовленные людьми. |
Картинки с изображением источников света (солнце, луна и др.). |
|
Март |
Солнечные зайчики |
Формировать представление детей с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются. |
Зеркала по количеству детей. |
Как образуется тень? |
Формировать представление детей как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения. |
Теневой театр, источник света. |
|
Солнечная лаборатория |
Формировать представление детей предметы, какого цвета (темного или светлого) быстрее нагреваются на солнце. |
Листы бумаги разных цветов (включая листы белого и черного цвета). |
|
Тайны бумаги |
Формировать представление детей узнавать вещи, сделанные из бумаги, определять её качества и свойства (мнётся, рвётся, режется) |
Вода, писчая бумага, ножницы, ёмкости, алгоритм описания свойств материала. |
|
Апрель |
Древесина, её качества и свойства |
Формировать представление детей узнавать вещи, изготовленные из древесины; вычленять ее качества (твердость, структура поверхности) и свойства (режется, не тонет в воде). |
Деревянные предметы, емкости с водой, небольшие дощечки и бруски, алгоритм описания свойств материала. |
Стекло, его качества и свойства |
Формировать представление детей о предметах, сделанных из стекла; определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость). |
Стеклянные стаканчики и трубочки, окрашенная вода, алгоритм описания свойств материала. |
|
Таинственные картинки |
Формировать представление детей о том, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла. |
Цветные стекла, рабочие листы, цветные карандаши. |
|
Май |
Пластмасса, её качества и свойства |
Формировать представление детей узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества (структура поверхности, цвет) и свойства (плотность, гибкость, плавление). |
Пластмассовые стаканчики, вода, алгоритм описания свойств материала. |
Металл, его качества и свойства |
Формировать умение детей узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, металлический блеск). |
Металлические предметы, деревянные предметы. |
|
Удивительная скрепка |
Формировать умение детей определять способность металлических предметов намагничиваться, возможность магнита доставать из воды сквозь другую поверхность металлические предметы. |
Магниты, скрепки, ёмкости с водой. |
|
Куда уходит вода после дождя? |
Формировать представление детей о свойствах воды (просачиваться через почву, делать её мягкой). |
Прозрачная бутылка с почвой, вода. |
Приложение 2
Конспект занятия по образовательной области Ребёнок и природа
в средней группе на тему: «Волшебница – вода»
Программные задачи: Формировать представления детей о свойствах воды (жидкая, прозрачная). Продолжать формировать умение устанавливать элементарные причинно - следственные связи: лёд в тепле тает и превращается в воду. Уточнить значение воды для всего живого. Развивать познавательные способности и познавательное внимание детей по средствам поисковой деятельности; мышление и речь детей. Воспитывать любознательность, желание участвовать в опытах, сотрудничать друг с другом при выполнении совместных действий, воспитывать бережное отношение к воде.
Методы и приёмы: Игровой – внесение игрового персонажа «Капельки». Практический – опыты. Словесный: беседа с детьми, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера.
Материал и оборудование: Капелька, панно «Кому нужна вода», средства ТСО, инвентарь для опытов: стаканы с водой, молоко, камушки, стакан с грязной водой, кубики льда, зеркало, термос.
Ход занятия:
Воспитатель: Поудобнее садитесь, Только в садик я зашла,
Не вертитесь, не крутитесь. Ко мне Капелька пришла,
Дети, ой, что утром было, Плачет бедная, грустит,
Я же вам сказать забыла — А потом мне говорит…
Капелька: (запись фонограммы)
«Дети кран закрыть забыли, и все капельки уплыли!» Теперь у меня нет друзей, ни дома.
Воспитатель: И сказала я в ответ: Воду попусту не льем,
«Нет, таких детей здесь нет! Мы водичку бережем!»
(Показ капельки)
Воспитатель: Скажите ребята, а что такое капелька? (Капелька — это вода)
Воспитатель: Молодцы! А где можно встретить воду? (в реке, море, океане…разные ответы детей).
Воспитатель: Ребята! А Капелька интересуется: знаете ли вы, кому нужна вода? (Животным, птицам и людям. А еще надо растений, чтобы они не завяли). Показ и рассматривание панно «Кому нужна вода».
Воспитатель: Да, ребята, без воды всё живое на свете гибнет. Вода – это жизнь! Капелька очень рада, что вы так много про воду знаете, что вы добрые и бережливые дети. И решила спеть вам песенку. Как вы думаете, как звучит песенка Капельки (водички)? Кто-нибудь сможет спеть её песенку? Нет? Давайте послушаем. Только внимательно.
Воспитатель предлагает детям перелить воду из одного стакана в другой. Вода льётся, мы слышим её журчание. А если она льётся, значит, она, какая?
Воспитатель: Слышите? Как звучит? Вода льется, и мы слышим ее. А если она льется, значит, она, какая? (Дети: жидкая)
Воспитатель: Правильно, ребята. (Воспитатель предлагает подойти к другому столу). Предлагаю вам сейчас налить в один стакан воду, а в другой молочко. Определите, в каком стакане вода (ответы детей). Как вы догадались и как определили? Что нам помогло? (Вода прозрачная, а молоко нет) А чтобы нам с вами убедиться, правы мы или нет, положите в стаканчик с водой 2-3 камушка. Они видны в стакане с водой? (Да, их видно в стаканчике) А теперь положите камушки в стаканчик с молоком. Видно их? (Нет! Камушек не видно) Теперь мы с вами убедились, что чистая вода на самом деле прозрачна. А вся ли вода прозрачна. А вся ли вода прозрачная ребята? (Грязная вода не бывает прозрачной). Это верно.
Воспитатель обращает внимание на кубики льда. Предлагает взять их в ладони и подержать.
Воспитатель: Что происходит со льдом? Почему он тает? (Ответы детей) Правильно, наши руки тёплые, и поэтому льдинки растаяли и превратились в воду. Значит, лёд – это что? (Ответы детей) Правильно, лёд – это тоже вода, только твёрдая и холодная. А вот – термос. Давайте откроем его и посмотрим, что же там внутри (открывает, идёт пар). Что это? (Ответы детей.) Это пар от горячей воды. Давайте возьмём зеркало и подержим его над паром (на зеркале образовались капли, вместе с детьми рассматривают их). Откуда же здесь взялась вода? (Ответы детей) Значит, пар – это тоже вода.
Воспитатель: Делаем вывод: вода прозрачная, может быть жидкой, твёрдой и в виде пара. А как вы думаете, может ли наша Капелька жить везде: и в жидкой, и в твёрдой, и в горячей воде? (Ответы детей) Правильно, любое место, где есть вода – дом для нашей Капельки. И нужно очень бережно к нему относиться, чтобы все-все капельки чувствовали, как о них заботятся!
Приложение 3
Анкета для родителей:
Цель: выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса.
1. Обнаруживается ли исследовательский интерес Вашего ребенка?
В чем?
2. С какими предметами и материалами обожает экспериментировать
Ваш ребенок?
3. Продолжает ли Ваш ребенок экспериментирование, начатое в детском
саду дома? Если да, то как часто?
4. Принимаете ли Вы участие в экспериментальной деятельности Вашего
ребенка? Если да, то, какое?
5. Если ребенок достигает какого-нибудь результата эксперимента,
делится ли он с вами своими открытиями?
Спасибо!