Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Формирование познавательного интереса в процессе экспериментальной деятельности (опыт воспитателя высшей квалификационной категории Мириевской Т.В. Мириевская Т.В.)

Дата: 26 октября 2020 в 15:58, Обновлено 26 октября 2020 в 16:02

Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам”.
                                Р.Эмерсон

Актуальность опыта. В эпоху информатизации и компьютеризации, в условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Основа этих навыков закладывается в период дошкольного детства.

Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. Представления, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надёжнее тех, которые получены репродуктивным путем. Это отчасти объясняется тем, что нашим воспитанникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного возраста.

В процессе работы для меня стало очевидным, что в повседневной жизни дети часто проявляют живой интерес ко всему, что их окружает, но при этом не могут разобраться в новых явлениях, свойствах, функциях. Их действия носят хаотичный характер, представления об окружающем мире неустойчивы. Дети дошкольного возраста задают много вопросов, но зачастую не умеют их правильно сформулировать и найти на них ответ. В ходе наблюдения за воспитанниками я отметила, что практически все они при первых же неудачных попытках выполнить задание прибегали к помощи взрослого и не стремились самостоятельно разобраться с возникшей

                                                                                                                          2

проблемой. Дети испытывали затруднения при выполнении задания, но не

могли правильно сформулировать вопрос для получения необходимого уточнения. Когда я предлагала воспитанникам проверить свое предположение на практике, они затруднялись это сделать по причине отсутствия умений связанных с экспериментальной деятельностью. Дети в целом проявляли слабый интерес к экспериментированию, так как у них отсутствовал ряд необходимых для этого навыков и умений.

Кроме того, из личных наблюдений и бесед с родителями воспитанников я убедилась, что дома дети, как правило, не имеют возможности в полной мере удовлетворять, и тем самым, поддерживать свой познавательный интерес. Это объясняется недостаточной психолого-педагогической грамотностью родителей,  а так же отсутствием у большинства родителей времени и стремления создать детям условия, необходимые для изучения окружающего мира экспериментальным путём. Родители не знают, как правильно организовать экспериментирование в домашних условиях и грамотно руководить этим процессом.

Осознавая, что эти пробелы в дальнейшем могут привести к стойким проблемам при обучении в школе (так как ребенок не сможет  видеть проблему и ставить вопросы, уметь доказывать, делать выводы, высказывать предположения и строить планы по их проверке) я пришла к выводу, что одних традиционных методов в работе недостаточно, необходимо изыскивать наиболее эффективные и естественные пути решения задач формирования представлений воспитанников об окружающей действительности. Это побудило меня к организации целенаправленной работы по экспериментально-опытнической деятельности с детьми.

Цель: Формировать познавательный интерес у детей среднего дошкольного возраста посредством экспериментально-опытнической деятельности в процессе ознакомления с неживой природой.

                                                                                                                    3

Задачи:

- подобрать и проанализировать научную и методическую литературу, практические материалы по использованию метода экспериментирования с целью ознакомления детей среднего дошкольного возраста с неживой природой;

- пополнить предметно-развивающую среду группы материалом для проведения опытов и экспериментов с объектами неживой природы;

- разработать и внедрить в практику работы с детьми перспективное планирование экспериментально-опытнической деятельности, конспекты занятий;

- повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам формирования познавательного интереса у детей посредством экспериментально-опытнической деятельности в процессе ознакомления с неживой природой, сделать их полноценными участниками образовательного процесса.

Длительность работы над опытом: 2014/2015, 2015/2016 учебный год.

Этапы работы:

1) подготовительный;

2) организационный;

3) реализационный;

4) рефлексивно-аналитический.

Ведущая  идея опыта состоит в том, что детское экспериментирование и опытническая деятельность могут быть довольно успешно использованы в процессе ознакомления воспитанников с неживой природой, так как позволяют развивать мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показать связи между живым и неживым в природе, удовлетворяя естественную потребность в познании через собственные ощущения.

Описание деятельности

Изучая научную методическую литературу по вопросам развития

4

 познавательной активности детей дошкольного возраста, использованию метода детского экспериментирования я взяла за основу своей работы высказывание  В.А.Сухомлинского: “Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал”. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н.Н. Поддьяков, А.И. Савенков, А.Е. Чистякова, О.В. Афансьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности: «Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка».  На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с детьми дошкольного возраста.

По мнению академика Н. Н. Поддьякова: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования…», «...в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения» [7, с.6].  Иванова А.И. отмечает: «…наблюдения и эксперименты составляют основу всякого знания,…без них любые понятия превращаются в сухие абстракции!» [4, с.6].

Однако, анализируя выполнение «Учебной программы дошкольного образования» по образовательным областям «Ребенок и природа», «Ребенок и общество» [1, с.187, 200] я отметила, что дети проявляют слабый интерес к экспериментированию по причине отсутствия у них ряда навыков и необходимых для этого умений: видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять

5

существенные признаки, причины и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы.

Зная, что важным условием успешной работы является создание предметно-развивающей среды, я приступила к усовершенствованию имеющегося в группе «Уголка экспериментирования». Учитывая возрастные особенности воспитанников, преобразовала имеющийся уголок в центр исследования «Почемучки». Развивающую среду центра я старалась организовать таким образом, чтобы она способствовала возникновению у детей интереса и инициативы к взаимодействию с окружающим, удовлетворяла потребности к познанию окружающего мира. Материал центра исследования мы собирали вместе с воспитанниками и их родителями. Так как создание предметно-развивающей среды в центре является непрерывным процессом, по мере накопления материала я посчитала целесообразным его систематизировать, для этого распределила содержимое центра по четырём разделам:

- Первый раздел «Неживая природа» включает в себя: семена овощей, фруктов, деревьев, зерновых культур, песок, глину, камни, чернозем, мел, торф;

- Второй раздел «Природный материал» предназначен для организации экспериментально-опытнической деятельности с природным материалом: шишки, мох, скорлупа орехов, птичьи перья, кусочки кожи, меха;

- Третий раздел «Свойства материалов» содержит различный по структуре и свойствам материал: бумага копировальная разной прозрачности, наждачная, фольга разного цвета, плотности, ткани, металл-проволока, болты, винтики, гайки, магниты, шурупы; резина, увеличительные стекла, тактильные дощечки, баночки с запахами, пищевые продукты: соль, сахар, корица, крахмал; краски - акварель, гуашь; шумовые баночки;

6

- Четвертый раздел «Приборы и оборудование» объединяет инструментарий для проведения опытов и экспериментов: стаканчики разного цвета и прозрачности; пластмассовые ложки для сыпучих материалов, деревянные палочки, трубочки для коктейля, пипетки, сито, свечи, компас, линейки, веревки разной длины, безмен, воздушные шары.

С появлением центра исследования у воспитанников заметно возрос познавательный интерес, они стали задавать вопросы относительно строения, свойств, качеств и особенностей предметов и явлений. Постепенно организуемая и проводимая мной работа в центре исследования стала сменяться самостоятельной экспериментально-опытнической деятельностью детей под моим руководством.

В целях систематизации организуемой работы с воспитанниками разработала перспективное планирование экспериментально-опытнической деятельности вне занятий (Приложение 1). Для повышения качества и эффективности планируемой работы с детьми составила картотеки опытов и экспериментов, разработала познавательно-исследовательские проекты, а также конспекты занятий и других видов детской деятельности (Приложение 2).

По мере работы с детьми я накопила достаточно информации об их интересах и представлениях об окружающем мире. Проанализировав полученную информацию, начала апробировать различные приёмы с целью формирования представлений воспитанников о последовательности действий при проведении эксперимента. Своеобразным простейшим алгоритмом работы для детей выбрала «Модель трёх вопросов» [6, с.7]. Отвечая на вопросы: «Что знаем?», «Что хотим узнать?», «Как узнать?», дети проговаривают последовательность действий в ходе проведения исследования. Учитывая преобладание наглядно-образного типа мышления у воспитанников, я видоизменила модель, добавив картинку-символ для каждого из вопросов. Зрительная опора на визуальные элементы модели

7

помогла удерживать внимание и поддерживать интерес детей в процессе

работы, способствовала осмыслению и запоминанию последовательности действий. Например:

- Что мы знаем о воде? (у воды нет вкуса, нет запаха);

- Что хотим узнать? (какого цвета вода?);

- Как узнать, какого цвета вода? (порисовать водой на чистом листе бумаги, посмотреть через прозрачную банку с водой и др.).

Сначала дети затруднялись с поиском способов проведения обследования, руководя процессом,  я задавала много наводящих вопросов. Но по мере того, как увеличивалось количество проведённых нами экспериментов, они всё активнее включались в процесс, познавательная активность возрастала, предложения детей становились всё осознанней и интересней.

Экспериментально-опытническая работа с детьми использовалась мной как на занятиях, так и в нерегламентированной деятельности. На занятиях преимущественно проводились опыты, а в рамках познавательно-практической деятельности предпочтение отдавала детскому экспериментированию.

С целью поддержания и развития познавательного интереса воспитанников я придерживалась двух простых правил:

- На любой вопрос ребёнок должен получить ответ. И лучше, если этот ответ, под моим руководством, получит он сам.

- Каждое предположение ребёнка имеет право на проверку опытническим путём, если это не угрожает здоровью ребёнка или не противоречит этическим нормам.

Непосредственно экспериментально-опытническую деятельность с детьми я организовывала, руководствуясь структурой, предложенной А.А. Петрикевич:

•        Проблемная ситуация. Целеполагание.

8

•        Выдвижение гипотез.

•        Проверка предположения (практическая часть).

•        Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось).

•        Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось), общее формулирование выводов (как получилось).

Осознавая, что работа в этом направлении должна вестись последовательно, с постепенным усложнением, я разработала схемы-алгоритмы изучения опытническим путём свойств основных объектов исследования – вода, песок, воздух, солнечный свет, бумага и др. (Приложение 3).

«Вода – источник жизни» назывался наш первый опыт по изучению свойств воды. Вместе с детьми мы срезали две ветки дерева, одну ставили в воду, другую в пустую емкость. В течение трёх дней наблюдали, что происходит с ветками. Результат наблюдений позволил детям сделать вывод – без воды нет жизни.

Далее последовали опыты с целью выявление вкуса, запаха, цвета воды. Дети пробовали на вкус воду, растворяли в ней соль, сахар, муку. Определяли вкус получившихся растворов. Сделали вывод, что вода растворяет данные вещества и приобретает их вкус. Пробовали растворять песок, наблюдали и выяснили, что он не растворяется в воде.

Для выявления запаха воды дети сравнивали чистую воду и раствор, приготовленный из воды и сока выжатого лука. Сделали вывод, что вода не имеет запаха. 

В целях определения цвета воды дети использовали краски (гуашь), муку, смешивали, наблюдали, что происходит с водой, как она становится мутной. Наблюдали видимость предметов в чистой и мутной воде. Пришли к

9

выводу, что вода не имеет цвета. Для очистки воды были изготовлены элементарные фильтры. После очистки вода становилась прозрачной. Для обеззараживания её использовали йод. Данный опыт подвёл детей к выводу, что вода может быть загрязнена и вредна для здоровья; перед её использованием людьми, она должна быть очищена фильтрами от грязи.

Переливая воду из одного сосуда в другой, мои воспитанники самостоятельно сделали вывод, что вода жидкая. Родители помогли познакомить детей и с другими состояниями воды – когда она замерзает при низкой температуре и превращается в лёд или в снег, а при высокой – в пар. Не теряя интереса, дети наблюдали, как происходит обратное «превращение» - при комнатной температуре лёд таял и вновь становился водой, а пар оседал на крышке кастрюли капельками воды.

Во время проведения опыта «Корабли» дети знакомились со свойствами плавающих предметов. Наблюдали, что происходит с плавающими и металлическими предметами, камешками, песком. В эксперименте «Барханы» дети с удовольствием показывали, как можно получить барханы (волны в стакане), используя стакан с водой и трубочку для коктейля.

Чем больше опытов мы проводили, тем активнее формировался познавательный интерес у детей.

 Во время работы над изучением свойств объектов неживой природы из заранее заготовленных картинок-символов мы с детьми составляли схемы проведения опытов. Они являлись зрительным планом, благодаря которому дети могли ответить на следующие вопросы: «Как я это делаю?», «Почему я это делаю именно так, а не иначе?», «Зачем я это делаю? Что хочу узнать?», «Что получилось в результате?». Совместное составление схем способствовало тому, что дети начали интересоваться устройством предметов, их свойствами и  связями в природе; научились рассуждать,

выстраивать логические цепочки, выделять причинно-следственные связи.

10

Закреплять полученные представления помогли изготовленные совместно рисунки-схемы.

Непосредственно участвуя в эксперименте, старалась быть для детей равноправным партнером, руководить экспериментом так, чтобы у воспитанников сохранялось чувство самостоятельности открытия. Старалась не подменять инициативу ребенка своими замыслами или выполнять задание за ребенка, пусть даже с целью оказания помощи ему. Руководила и направляла замыслы ребенка, предоставляла возможность ребенку самому сделать маленькое открытие, поделиться им со сверстниками, и получить от этого удовольствие и желание продолжать исследовать окружающий мир.

Я понимала, что полноценное решение поставленных задач невозможно без сотрудничества с родителями. Для выявления представления об отношении родителей к проблеме детского экспериментирования провела анкетирование (Приложение 4). Качественный анализ полученных ответов показал, что родители в целом положительно относятся к проявлениям познавательного интереса детей и понимают, что роль детского экспериментирования занимает в развитии ребенка не последнее место. С целью повышения педагогической грамотности родителей воспитанников проводила беседы и консультации по вопросам необходимости организации и сопровождения экспериментально-опытнической деятельности их детей («Как, зачем и почему?», «Тернистый путь к познанию», «Сто тысяч почему», «Маленькие исследователи» и др.).

Очень удачной формой взаимодействия с родителями оказалась газета для родителей «Домашняя лаборатория». В ежемесячных выпусках я старалась размещать полезную информацию: советы, простые опыты и эксперименты в домашних условиях, игры на обогащение и развитие опытно-экспериментальной деятельности детей данного возраста. Отдельной рубрикой шли рекомендации по организации опытно-экспериментальной деятельности в домашних условиях.

11

Организовала и провела выставки совместных работ родителей с детьми «Осенняя симфония», «Вторая жизнь ненужных вещей», «Мы – изобретатели».

В результате родители стали с удовольствием проводить опыты и эксперименты в домашних условиях совместно с детьми, делиться своими впечатлениями и наблюдениями друг с другом. Они осознали значимость познавательного интереса ребёнка и научились его поддерживать в условиях семьи.

На заключительном этапе, анализируя свою работу,  могу отметить значительную динамику роста в познавательном развитии детей среднего дошкольного возраста, что позволило повысить качество образовательного процесса. Воспитанники в полной мере овладели базовым компонентом в образовательных областях «Ребёнок и общество», «Ребёнок и природа» [1, с. 18-19, 20]. Дети научились анализировать, классифицировать и обобщать полученную информацию. Они охотно высказывают свои предположения о причинах наблюдаемых явлений, правильно задают вопросы, доказывают свою точку зрения. На основе полученных результатов можно сделать следующие выводы: к старшему дошкольному возрасту у детей сформированы предпосылки поисковой деятельности и интеллектуальной инициативы; дети способны самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключение; определять возможные методы решения проблемы, как с помощью взрослых, так и самостоятельно; свободно пользуются специальной терминологией, ведут конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что воспитанники приобрели прочные знания, практические умения и навыки в экспериментально-опытнической деятельности.

Я на практике убедилась, что экспериментально-опытническая

12

деятельность в процессе ознакомления воспитанников с неживой природой –

это эффективное средство активизации познавательных и творческих возможностей детей дошкольного возраста. Это реальная возможность для их саморазвития и самореализации, развития креативности, исследовательских умений, навыков общения в коллективе, самооценки и оценки работы.

Полученные результаты свидетельствуют об эффективности проделанной работы, что предполагает необходимость продолжить работу в данном направлении.

13

Список использованных источников и литературы

  1. Учебная программа дошкольного образования /Е.А. Панько
    [и др.]. – Минск: НИО; 2012. – 415 с.
  2. Дыбина, О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В.Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина– М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 192с.
  3. Дыбина, О.В. «Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста» / О.В. Дыбина, Н.Н. Поддъяков, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.
  4. Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.2007. с.6
  5. Ладутько, Л.К. Неживая природа. Примерное планирование и занятия по экспериментальной деятельности / Л.Ладутько, С.Шкляр // Пралеска. – 2004. - №2. Николаева, С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой.
  6. Петрикевич, А.А. Метод проектов в образовании дошкольников: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. Образования / А.А.Петрикевич. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2008. – 102 с.: ил. (Модель трех вопросов) стр 7
  7. Поддъяков Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности. Педагогический вестник.1997. №1, с.6
  8. Пономарёва, Л.С. Экспериментальная работа в детском саду/ Л.С.Пономарёва. Мозырь: Содействие, 2007. – 72с.
  9. Рыжова, Н.А. Волшебница вода. Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. / Н.А. Рыжова. – М. Линка – ПРЕСС, 1997. - с.72
  10. Тугушева, Г.П. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие» / Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова.  – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 128с.

Приложение 1

Перспективное планирование по экспериментальной деятельности

в средней группе

Месяц

Опыты, игры

Цель

Материал

Сентябрь

Вода –

источник жизни

Формировать представление детей о значении воды в жизни растений.

Пластмассовые стаканчики, вода, веточки.

Вкусная водичка

Формировать представление детей о воде, её свойствах (вкус). Формировать умение сравнивать и анализировать.

Пластмассовые стаканчики, вода, сахар, соль.

Свойства

воды

Формировать представление детей о воде, её свойствах (запах). Формировать умение сравнивать и анализировать.

Пластмассовые стаканчики, вода, ванильный сахар, лук.

 Разноцветная

 водичка 

Формировать представления о свойствах воды (прозрачная, бесцветная, вода изменяет цвет).

Стаканчики с водой, краски, кисточки, маленькие игрушки.

Вода

не имеет формы

Формировать представление детей о том, что вода не имеет формы.

Ёмкости различной формы.

Октябрь

Что

тяжелее?

Формировать представление детей о том, что вода имеет вес.

Весы, перышки, ёмкость с водой.

 Как вода

 гулять

отправилась

Формировать представление детей о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.

поролоновая губка, пластмассовый шприц без иглы, резиновая груша, ванночка с водой.

Песок,

его

свойства

Формировать представление детей о свойствах сухого песка, рассмотреть форму песчинок.

Чистый сухой песок, лоток, лупа.

Песчаный

конус

Формировать представление детей о свойствах сухого песка (сыпучесть).

 Чистый сухой песок, лоток, воронка.

Ноябрь

Рассеянный

песок

Формировать представление детей о свойстве мокрого песка.

Сито, карандаш, ключ, песок, лоток.

Мокрый

песок

Формировать представление детей о свойствах мокрого песка.

Мокрый песок, формочки для песка.

Волшебная

кисточка

Формировать  представление детей о том, что благодаря белой краске цвета сильно изменяются, приобретают мягкие, нежные оттенки и не теряют свою красоту.

Листы бумаги, вырезанные в виде палитры художника, белая краска, гуашь.

Декабрь

Рисунки

из песка

Формировать представление детей о том, что на песке можно рисовать

Палочки, песок, листы белой бумаги.

Какой

песок

тяжелее

Формировать представление детей о том, что мокрый песок тяжелее сухого.

Весы, ложечки, ёмкости с сухим и мокрым песком.

Можно ли

песок

заморозить?

Формировать представление детей о том, можно ли заморозить песок. 

Ёмкости с сухим и мокрым песком.

Взаимодействие

 воды и снега

Формировать представление детей о двух агрегатных состояниях воды (жидким и твердым). Выявить свойства воды: чем выше ее температура, тем в ней быстрее, чем на воздухе, тает снег. Сравнить свойства снега и воды: прозрачность, текучесть – хрупкость, твердость.

Мерные емкости с водой разной температуры (теплая, холодная, уровень воды отмечен меткой), снег, тарелочки, мерные ложки.

Январь

 Что в пакете?

Формировать представление детей о свойстве воздуха: невидим, не имеет формы, сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды).

Два целлофановых пакета (один с водой, другой с воздухом).

Загадочные

пузырьки

Формировать представления детей о том, что воздух есть в других предметах.

Ёмкости с водой, кусочки поролона, брусочки дерева, комочки земли.

Февраль

Воздух

повсюду

Формировать представление детей обнаруживать воздух в окружающем пространстве и выявлять его свойство – невидимость.

Воздушные шарики, стаканчики с водой, листы бумаги.

Ветер двигает корабли

Формировать представления детей о том, что ветер – это движение воздуха.

Кораблик с парусом, ванночка, вода.

Сравнение песка, воды и воздуха

Продолжать закреплять знания детей о свойствах песка, воды и воздуха.

Ёмкости с водой, песком, весы, целлофановый пакет, ложечки.

Свет вокруг нас

Формировать представление детей, что источники света могут быть природные и искусственные – изготовленные людьми.

Картинки с изображением источников света (солнце, луна и др.).

Март

Солнечные зайчики

Формировать представление детей с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются.

Зеркала по количеству детей.

Как

образуется

тень?

Формировать представление детей как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения.

Теневой театр, источник света.

Солнечная лаборатория

Формировать представление детей предметы, какого цвета (темного или светлого) быстрее нагреваются на солнце.

Листы бумаги разных цветов (включая листы белого и черного цвета).

Тайны

бумаги

Формировать представление детей узнавать вещи, сделанные из бумаги, определять её качества и свойства (мнётся, рвётся, режется)

Вода, писчая бумага, ножницы, ёмкости, алгоритм описания свойств материала.

Апрель

Древесина, её качества и свойства

Формировать представление детей узнавать вещи, изготовленные из древесины; вычленять ее качества (твердость, структура поверхности) и свойства (режется, не тонет в воде).

Деревянные предметы, емкости с водой, небольшие дощечки и бруски, алгоритм описания свойств материала.

Стекло, его

качества и свойства

Формировать представление детей о предметах, сделанных из стекла; определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость).

Стеклянные стаканчики и трубочки, окрашенная вода, алгоритм описания свойств материала.

Таинственные

 картинки

Формировать представление детей о том, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.

Цветные стекла, рабочие листы, цветные карандаши.

Май

Пластмасса, её качества и свойства

Формировать представление детей узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества (структура поверхности, цвет) и свойства (плотность, гибкость, плавление).

Пластмассовые стаканчики, вода, алгоритм описания свойств материала.

Металл, его

качества и свойства

Формировать умение детей узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, металлический блеск).

Металлические предметы, деревянные предметы.

Удивительная

 скрепка

Формировать умение детей определять способность металлических предметов намагничиваться, возможность магнита доставать из воды сквозь другую поверхность металлические предметы.

Магниты, скрепки, ёмкости с водой.

Куда

уходит вода

 после дождя?

Формировать представление детей о свойствах воды (просачиваться через почву, делать её мягкой).

Прозрачная бутылка с почвой, вода.

Приложение 2

Конспект занятия по образовательной области Ребёнок и природа

в средней группе на тему: «Волшебница – вода»

Программные задачи: Формировать представления детей о свойствах воды (жидкая, прозрачная). Продолжать формировать умение устанавливать элементарные причинно - следственные связи: лёд в тепле тает и превращается в воду. Уточнить значение воды для всего живого. Развивать познавательные способности и познавательное внимание детей по средствам поисковой деятельности; мышление и речь детей.  Воспитывать любознательность, желание участвовать в опытах, сотрудничать друг с другом при выполнении совместных действий, воспитывать бережное отношение к воде.

Методы и приёмы: Игровой – внесение игрового персонажа «Капельки». Практический – опыты. Словесный: беседа с детьми, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера.

Материал и оборудование: Капелька, панно «Кому нужна вода», средства ТСО, инвентарь для опытов: стаканы с водой, молоко, камушки, стакан с грязной водой, кубики льда, зеркало, термос.

Ход занятия:

Воспитатель: Поудобнее садитесь,                      Только в садик я зашла,

Не вертитесь, не крутитесь.           Ко мне Капелька пришла,

Дети, ой, что утром было,              Плачет бедная, грустит,

Я же вам сказать забыла —            А потом мне говорит…

Капелька: (запись фонограммы)

 «Дети кран закрыть забыли, и все капельки уплыли!» Теперь у меня нет друзей, ни дома.                                         

Воспитатель: И сказала я в ответ:                        Воду попусту не льем,                 

«Нет, таких детей здесь нет!          Мы водичку бережем!»

(Показ капельки)

Воспитатель: Скажите ребята, а что такое капелька? (Капелька — это вода)

Воспитатель: Молодцы! А где можно встретить воду? (в реке, море, океане…разные ответы детей).

Воспитатель: Ребята! А Капелька интересуется: знаете ли вы, кому нужна вода? (Животным, птицам и людям. А еще надо растений, чтобы они не завяли). Показ и рассматривание панно «Кому нужна вода».

Воспитатель: Да, ребята, без воды всё живое на свете гибнет. Вода – это жизнь! Капелька очень рада, что вы так много про воду знаете, что вы добрые и бережливые дети. И решила спеть вам песенку. Как вы думаете, как звучит песенка Капельки (водички)? Кто-нибудь сможет спеть её песенку? Нет? Давайте послушаем. Только внимательно.

Воспитатель предлагает детям перелить воду из одного стакана в другой. Вода льётся, мы слышим её журчание. А если она льётся, значит, она, какая?

Воспитатель: Слышите? Как звучит? Вода льется, и мы слышим ее. А если она льется, значит, она, какая? (Дети: жидкая)

Воспитатель: Правильно, ребята. (Воспитатель предлагает подойти к другому столу). Предлагаю вам сейчас налить в один стакан воду, а в другой молочко. Определите, в каком стакане вода (ответы детей). Как вы догадались и как определили? Что нам помогло? (Вода прозрачная, а молоко нет) А чтобы нам с вами убедиться, правы мы или нет, положите в стаканчик с водой 2-3 камушка. Они видны в стакане с водой? (Да, их видно в стаканчике) А теперь положите камушки в стаканчик с молоком. Видно их? (Нет! Камушек не видно) Теперь мы с вами убедились, что чистая вода на самом деле прозрачна. А вся ли вода прозрачна. А вся ли вода прозрачная ребята? (Грязная вода не бывает прозрачной). Это верно.

Воспитатель обращает внимание на кубики льда. Предлагает взять их в ладони и подержать.

Воспитатель: Что происходит со льдом? Почему он тает? (Ответы детей) Правильно, наши руки тёплые, и поэтому льдинки растаяли и превратились в воду. Значит, лёд – это что? (Ответы детей) Правильно, лёд – это тоже вода, только твёрдая и холодная. А вот – термос. Давайте откроем его и посмотрим, что же там внутри (открывает, идёт пар). Что это? (Ответы детей.) Это пар от горячей воды. Давайте возьмём зеркало и подержим его над паром (на зеркале образовались капли, вместе с детьми рассматривают их). Откуда же здесь взялась вода? (Ответы детей) Значит, пар – это тоже вода.

Воспитатель: Делаем вывод: вода прозрачная, может быть жидкой, твёрдой и в виде пара. А как вы думаете, может ли наша Капелька жить везде: и в жидкой, и в твёрдой, и в горячей воде? (Ответы детей) Правильно, любое место, где есть вода – дом для нашей Капельки. И нужно очень бережно к нему относиться, чтобы все-все капельки чувствовали, как о них заботятся!

Приложение 3

Анкета для родителей:

Цель: выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса.

1.      Обнаруживается ли исследовательский интерес Вашего ребенка?

           В  чем?

2.      С какими предметами и материалами обожает экспериментировать  

          Ваш ребенок?               

3.      Продолжает ли Ваш ребенок экспериментирование, начатое в детском

          саду дома? Если да, то как часто?                

4.      Принимаете ли Вы участие в экспериментальной деятельности Вашего

          ребенка? Если да, то, какое?               

5.      Если ребенок достигает какого-нибудь результата эксперимента,

          делится ли он с вами своими открытиями?

Спасибо!

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.