НУЖНА ЛИ РЕБЕНКУ МОЯ ПОМОЩЬ?
Катя — умная, воспитанная девочка. С трех лет ходит в сад. Нужно ли еще специально готовить ее перед школой? В чем должны заключаться наши действия?
Ваня и Никита — двойняшки. В августе им исполнится по семь лет. Ничем серьезным заниматься не хотят. Целыми днями возились бы у себя в комнате да потасовки устраивали. Можно ли здесь чем-то помочь? Сделать их более серьезными, что ли?
Артем у нас болезненный мальчик, склонен к простудным заболеваниям. Я уж его ничем особым не утруждаю. Этой осенью ему идти в школу. Нужна ли ребенку какая-нибудь помощь со стороны семьи?
Всякий ребенок нуждается в поддержке близких людей, тем более на пороге такого ответственного события, как поступление в школу. Рассказы о том, чему и как там учат, какими правами и обязанностями обладают школьники, помогают детям настроиться на учебный процесс, сформировать правильную установку.
Однако полагать, что от частоты и длительности таких бесед будет зависеть готовность ребенка к школе и его последующие успехи в обучении, по меньшей мере наивно. Все предшествующее развитие ребенка определяет то, как он переступит порог школы, каким станет учеником. Поэтому массированные занятия в последние месяцы, предшествующие началу обучения, могут лишь отвратить ребенка от школы. Забота о физическом здоровье и эмоциональном благополучии детей — лучшая помощь в этой ситуации и гарантия будущих успехов.
В книге Никитиных «Ступеньки творчества» собрано большое количество развивающих игр. Многие из них включены в программы развивающего обучения для дошкольников. Было бы очень неплохо использовать хоть часть этих игр, они рассчитаны на очень широкий возрастной диапазон (от полутора до десяти лет) и идеально подходят для развития важнейших познавательных функций — воображения, мышления, внимания, памяти. Заниматься можно вдвоем с малышом или всей семьей. Постепенно ребенок освоит их и станет заполнять развивающими играми свой досуг.
Дети дошкольного возраста практически все свое свободное время посвящают играм. И это нормально. Пусть игра не покажется несерьезным делом вечно занятым взрослым. Мы часто негодуем из-за камушков, стеклышек и железок, принесенных ребенком в дом для игры, или возмущаемся по поводу «бесцельного» перевода пластилина и бумаги, истраченных на изготовление каких-то финтифлюшек. Но эти занятия — часть повседневной и кипучей жизнедеятельности. Результаты ее пока имеют значение лишь для самого дошкольника и существуют очень недолго — от нескольких минут до нескольких недель. Но именно они определяют продуктивность его умственного развития. Поэтому не будем отмахиваться от детских игр. Как говорят специалисты, игра — это серьезно!
Единственное, о чем должны своевременно позаботиться родители, — это об устранении у дошкольников дефектов речи. От четкости и правильности звукопроизношения, грамотности построения фраз в скором будущем будет зависеть оценка уровня интеллектуального развития ребенка в целом. Надеяться, что дикция и правильное произношение наладятся сами собой, можно лишь до пяти лет, после этого малышам требуется помощь специалистов.
Кроме речи важно позаботиться и о развитии мелкой моторики руки ребят-дошкольников. Формирование навыков письма — это задача первых лет обучения в школе. А штриховка, раскраска, лепка, работа с мелкими конструкторами, мозаиками и вкладышами прекрасно готовят руку к предстоящей трудной работе.
Заранее позаботьтесь о том, чтобы в распоряжении малышей были не только куклы, машинки и книжки с картинками, но и альбомы-раскраски, конструкторы, наборы швейных принадлежностей и, конечно, глина и пластилин. Они должны появиться в вашем доме задолго до школы. Мамы могут привлечь своих детишек к переборке крупы для каши, а папам хорошо бы научить ребят работать отверткой. Все это, казалось бы, нехитрые дела, а польза от них огромная. Если ребенок любит слушать музыку, покажите ему, как выстукивать ритмически узор любимых мелодий двумя, а потом и тремя пальчиками.
Не стоит запугивать детей тем, что с началом учебы они вынуждены будут отказаться от игр. Во-первых, это неправда, а во-вторых, подобные угрозы могут лишь задержать формирование мотивационной готовности к обучению.