Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Опыт работы Макаренко Ж.В.

Дата: 3 декабря 2020 в 16:50

    «Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать

создание детского театра с детского возраста?

Ведь инстинкт игры с перевоплощением есть у каждого ребёнка. Эта страсть перевоплощения у многих детей звучит ярко, талантливо, вызывает подчас недоумение у нас, профессиональных артистов ».

К.С. Станиславский

Актуальность опыта

Период дошкольного детства считается фундаментом для дальнейшего развития речи. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а так же играет огромную роль в познании окружающего мира [8, с. 71].

Театрализованная игра помогает решить одну из важнейших задач развитие речи, так как в процессе театрализованной игры активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Театрально-игровая деятельность дает возможность развивать способности каждого ребенка, формировать его творческое воображение, коммуникативные навыки. Использование  театрально-игровых постановок в обучении и воспитании позволяет повысить темп развития речи, за счет включения ребенка в творческую деятельность [1,с. 8].

Исходя из собственного педагогического опыта, после длительного наблюдения за воспитанниками, я пришла к следующим выводам, что детям очень трудно  последовательно, связно  пересказывать литературные произведения, составить описательный рассказ по картине или из личного опыта.  У детей не богатый запас слов, они не могут выразить полностью свою мысль, скованно их творческое воображение, плохо развиты навыки связной речи, выразительности речи, отсутствуют коммуникативные навыки.

В наше время, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формировании личности.

Общаясь с родителями своих воспитанников, выявила, что они  не понимают важности речевого развития детей, того, что впоследствии хорошо развитая речь, будет способствовать успешному обучению их детей в школе.

 Поэтому я поставила перед собой цель: описать эффективные методы и приемы развития речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрально-игровой деятельности.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

– изучить научно-методическую литературу по проблеме развития речи у детей посредством театрализованных игр;

– создать условия для развития речи детей старшего дошкольного возраста в процессе театрально-игровой деятельности;

– применить на практике систему эффективных методов и приемов по развитию  речи у детей старшего дошкольного возраста в театрально-игровой деятельности.

– привлечь внимание родителей  к развитию речи через театрально-игровую деятельность.

      Длительность работы над педагогическим опытом:

I  этап: изучение опыта 2011/2012,  2012/2013 учебный год

II  этап: обобщение опыта  2013/2014 учебный год

Ведущая идея опыта

В своей работе я опираюсь на методические разработки и издания Л.П. Бочкаревой, Г.И. Батурина, А.Н. Брызгалова, Л.В. Артемова, которые раскрывают суть театрально – игровой деятельности детей дошкольного возраста. Определены её основные функции, принципы, приёмы, предоставлены классификация видов кукол и театрализованных игр, даны методические рекомендации по их проведению.

Данные авторы утверждают, что знакомство детей с различными видами театра, а так же их участием в театрализованных представлениях, играет важную роль в их развитии, воспитывает  художественный вкус, развивает речь, учат детей лучше понимать окружающий мир [1,с.3].

Изучив современную методическую литературу, я выбрала материал для внедрения их в практику своей группы, а также пришла к выводу, что, используя данный материал, можно повысить интерес к театрально-игровой деятельности, расширить представления детей об окружающей действительности, совершенствовать умения связно и выразительно пересказывать сказки [1, с.11].

Для развития речи детей старшего дошкольного возраста меня заинтересовали следующие методы и приемы:

практические методы: игра, метод игровой импровизации (служащий мостом между играми ребенка в повседневной жизни, и искусством актера), упражнения, дидактическая игра (с наглядным материалом), метод действенного анализа (этюдная методика), инсценировка и драматизация;

словесные методы: рассказ, чтение, пересказ, беседа, разучивание произведений устного народного творчества;

наглядные методы: рассматривание картин и иллюстраций, предметов, наблюдение.

 Приемы и методы использовала в комплексе, развивала творческое воображение, внимание, память.

- чтение художественных произведений, сказок, стихов.

-показ сказок для детей других групп.

-показ сказок родителям.

-обыгрывание этюдов, театрализованных игр.

В повседневной жизни использовала сказки для воспитания детей.       

                                

Описание опыта

Прежде чем обучать детей развитию речи в театрально-игровой деятельности, изучив методическую литературу, составила перспективный план работы с детьми старшей группы (приложение 1).

Для развития речи у детей старшего дошкольного возраста я создала в группе необходимые условия. В группе оборудовала театрализованный уголок, где собран весь наработанный материал, а также ширма для показа кукольного театра, настольного, теневого, пальчикового и др. театров. Определено место для мини-костюмерной,  атрибутов, декораций и костюмов к спектаклям, а также «тихий уголок», в котором ребенок может побыть один и «порепетировать» какую – либо роль перед зеркалом или ещё раз посмотреть иллюстрации к спектаклю.

Оформила подбор иллюстрированных книг из серии «Русские народные сказки», народных подвижных игр со словами, развивающих игр с использованием моделирования, дидактических игр (приложение 2).  Все они отвечают эстетическим и санитарно-гигиеническим требованиям. Также был подобран занимательный материал на развитие речи детей.

Собрала ряд пословиц и поговорок, скороговорок, составила конспекты занятий (приложение 3), приобрела сказки на электронных носителях, пособия направленные на развитие речи, умение составлять творческие рассказы, и рассказы из личного опыта. Периодически обновляю материал, ориентируюсь на интересы разных детей, учитывая интересы мальчиков и девочек.

 Работу с детьми я проводила в специально-организованной и совместной деятельности. Театрализованные игры организовала в утренние и вечерние часы  в нерегламентированное время, органично включала в различные занятия, по разным видам деятельности (музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности  и т. д.), а также планировала как специальное занятие по развитию речи и культуре речевого общения и ознакомлению с окружающим миром.

 Во время занятий для создания интереса, организации детей использую игровой прием: приход разных персонажей из художественных произведений.

Нужно сделать так, чтобы обучение проходило легко и свободно, без  строгих правил и навязчивости. Театрализованные игры дают возможность детям обучать незаметно для него самого, он «артист» и учится публично говорить и действовать. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать только путем привлечения ребенка к выступлениям перед аудиторией и в этом могут помочь занятия по театрализованной деятельности. Это разыгрывание сказок, сценок, ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни.

 При подготовке к спектаклю знакомлю детей с его содержанием.

- читаю или рассказываю сказку детям;

- провожу беседу; «Чем понравилась сказка?», «Что в ней было интересного?», «Какой герой понравился больше и почему, расскажите о нем  поподробнее?», «Вы бы также поступили на его месте или по-другому?», «Почему?», « Кто не понравился в этой сказке и почему?».

- в конце беседы предлагаю придумать и рассказать сказку про этих же героев. Показать их такими, какими хотят видеть их дети;

- рассматриваем с детьми иллюстрации одной и той же сказки в различных книгах, оформленных разными художниками;

- разделяю детей перед игрой на подгруппы, объяснив, что та подгруппа, у которой сказка получится лучше, будет первая показывать её малышам;

Большое внимание  уделяю работе над ролью. Предлагаю рассказать произведение по ролям, находя нужные интонации, провожу индивидуальную работу над закреплением навыков выразительного чтения в сочетании с движениями. Имитационным движениям (сказочных животных) обучаю детей на физкультурных и музыкальных занятиях, в свободной деятельности. Передать характер персонажей в движении помогает музыка. После прослушивания мелодии  из сказки «Лиса, заяц и петух» спрашиваю детей, подходит ли эта музыка образу смелого Петушка, и прошу показать данный образ в движении или загадать загадки друг другу путем имитации движений разных животных.

Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством театральная постановка,  представляет самый  частый и распространенный вид детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям.

В процессе работы использовала занятия, которые включают в себя театральные игры, упражнения, а так же инсценировки и театрализованные представления в которых незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи.

Для того, чтобы моя работа оказалась успешной соблюдаю некоторые обязательные условия:

- прежде всего, это наличие речевого образца – сказки, стихи, рассказы являются источником яркой образной речи: типичные сказочные выражения, пример народной разговорной речи, повторяющиеся песенки, и четкая композиция текста и др.;

- расширяю детские представления и формирую словарь в связи с содержанием литературного произведения.

При проведении занятий, игр уделяла серьезное внимание подведению  итогов, в процессе которых обучала детей навыкам анализа (чем занимались? что узнали нового? что осталось непонятным?), при этом старалась применить разные формы: игры «интервью»,  «доскажи предложение», обсуждение планов на будущее. Обеспечивала естественный переход детей от одного вида деятельности к другому, связав содержание занятий, игр с последующим режимным моментом.

Большую роль в работе с детьми играет тесное сотрудничество с родителями.

Провела анкетирование среди родителей на тему «Речевое развитие ребенка», что бы выявить их педагогические знания, проблемы в общении с детьми. Проанализировав анкетирование, пришла к выводу, что многие родители не считают проблему достаточно важной, они убеждены, что дети со временем сами научатся говорить и всё усвоят в процессе взросления. Выяснилось, что многим родителям нужна педагогическая помощь педагога.

Провела родительское собрание, познакомила родителей с требованиями учебной программы по данному вопросу, рассказала какие, знания получают дети на занятиях по развитию речи в учреждении дошкольного образования. Многие родители были удивлены, заинтересованы, задавали много вопросов и были согласны на тесное сотрудничество с педагогом. Они получали информацию в виде консультаций, бесед.  В течение учебного года информировала родителей о том, чем мы занимаемся с детьми. Проводила индивидуальную работу, тем самым  обеспечивала дифференцированный подход. В уголке для родителей помещала список детской литературы для домашнего чтения. Проявление общего интереса сплачивает детей, педагогов и родителей. Только единый педагогический подход в театрально-игровой деятельности способствует успешному развитию речевых способностей детей. В совместной нашей деятельности педагоги – дети – родители  проходили следующие постановки: «Маша и медведь»,  «Сказка о глупом мышонке», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Крылатый мохнатый да масленый», «Волк и семеро козлят» и другие.

Родители становятся активными помощниками: участвуют в изготовлении костюмов, декораций, помогают заучивать текст, участвуют в театрализованных представлениях.

К концу учебного года  было проведено открытое занятие для родителей, что бы они посмотрели, чему научились их дети. После просмотра занятия, они очень радовались и  восхищались  своими детьми. Родители оценили наши успехи и старания.

Заключение

 В результате моей работы в группе были созданы все необходимые условия для формирования и развития речи у детей. Влияние театрально – игровой деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Именно театрально – игровая деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся развития речи детей, интеллектуального и художественно – эстетического воспитания. Играя в театр, дети становятся раскрепощенными, совершенствуются их артистические навыки. Дети могут создавать образ персонажей, используя различные средства выразительности.

 Работая с детьми, я видела, как развивается речь детей, как обогащается их словарь за счет образных выражений, как они понимают и пользуются языком. Дети рассуждают, придумывают, творят. Увеличился умственный потенциал, возросла сообразительность, любознательность, наблюдательность. Дети охотно общаются  с взрослыми и сверстниками, умеют отстаивать свою точку зрения. Дети стали пользоваться развивающими книгами и журналами. Родители охотно  участвуют в придумывании сказок, приобретают литературу, и игры которые предлагает педагог. Больше читают детям, и беседуют о прочитанном.

Результаты анкетирования родителей по вопросу развития речи детей в конце учебного года дали совсем другие, положительные  результаты. Родители стали больше интересоваться вопросом, как сформировать навыки развития речи детей. Это объясняется, скорее всего, тем, что они внимательнее стали относится к их речи. Чувствуют себя более компетентными в вопросах о развитии речи, могут оказать помощь своим детям. Родители получили возможность активно участвовать в жизни своих детей, познакомились с разнообразными формами и методами работы.

Рекомендации по использованию педагогического опыта  развитие  речи детей старшего дошкольного возраста в процессе театрально – игровой деятельности  я хочу обратить внимание на системность в работе по данному  направлению. Материалы педагогического опыта могут быть использованы в работе воспитателей учреждений дошкольного образования, как начинающих, так и опытных. Наиболее удачными методами и приемами являются чтение художественных произведений, сказок и демонстрация этюдов, сказок, игр для других детей.

                         

                     Список использованной литературы.

  1. Брызгалова, А.Н. Театрально – игровая деятельность дошкольников: пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / А.Н. Брызгалова, М.А. Калиновская, Р.А. Туфкрео; под ред. О.И. Дрозд, Е.А. Устиненко. – Мн.: Юнипресс, 2006 – 176 с. (Серия «Досуг, игры, развлечения»).
  2. Дубинина, Д.Н. Умей объяснить и доказать: Развитие связной речи у дошкольников: Пособие для педагогов дошк, учреждений / Д.Н, Дубинина, Е.Е. Пелагейчик. – Мн.: Беларусь, 2002. – 127 с.
  3. Куксова, Н.А. Художественное чтение в детском саду: Пособие для педагогов дошк. учреждений / Н.А. Куксова. – Мн.: Университетское, 2001. – 157 с.
  4. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада - М.: Просвещение, 1991 – 127 с.
  5. Рубенок, Е. Игры – драматизации в воспитании дошкольника / Дошкольное воспитание, № 4, 1983. – С. 7 – 9.
  6. Учебная программа дошкольного образования. – Минск: НИО, 2012.
  7. Пралеска: У истоков образного слова. Хрестоматия: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / сост.; А.И. Саченко, Л.А. Саченко. – Минск: Нац. ин – т образования, 2011. 
  8. Старжинская, Н.С. Развитие речи и общения у  детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Н.С. Старжинская, Д.Н. Дубинина. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2012. – 120 с.
  9. Старжынская Н.С. Развіццё беларускамоуных зносін дашкольнікаў: Дапам. для педагогаў дашк. устаноў / Н.С. Старжынская, Д.М. Дубиника – Мн.: НМЦэнтр, 2001. – 144 с.
  10. Красіла, А.І. Праз літаратурную спадчыну – авалодання роднай мовай: Дапаможнік для выхавальнікаў дзіцячых садкоў / Красіла, А. І.  – Мазыр: ТААВД «Белы  вецер», 2003. – 72 с.

Приложение 1

Перспективный план работы с детьми старшего возраста

по театрально – игровой деятельности.

Сентябрь

«Как вести себя в театре». Игра – занятие.

«Маша и медведь». Драматизация сказки. (Показ на родительском собрании).

Октябрь

«Веселый и грустный». Игровые занятия с элементами театрализации.

«Волк и семеро козлят». Настольный театр. (Показ детям других групп).

Ноябрь

«Сказка о глупом мышонке». Теневой театр.

«Муха цокотуха». Драматизация сказки в стихах.

Декабрь

«Морозко». Кукольный театр.

«Зайкина избушка». Драматизация сказки. (Показ детям младшей группы).

Январь

Игровые занятия с элементами театрализации.

«Золушка» Ш. Перро. Театр кукол с «живой рукой».

Февраль

«Зима недаром злится». Игровое занятие с элементами театрализации.

«Теремок». Драматизация сказки.  (Показ детям других групп).

Март

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Кукольный театр.

«Хорошая – плохая погода». Игровые занятия с элементами театрализации.

Апрель

«Крылатый, мохнатый да масленый». Драматизация сказки.

(Показ детям младшей группы).

«Что делать после дождика». Игровые занятия с элементами театрализации.

Май

«Гуси-лебеди». Инсценировка по сказке. (Показ на родительском собрании).                                                      

                                                                                                  Приложение 2

Театрализованные игры для развития речи детей дошкольного возраста

    Игра:  «Веселый Старичок – Лесовичок »

Цель: учить пользоваться разными интонациями.

Воспитатель читает стихотворение, Старичок-Лесовичок (ребенок)   

произносит свои слова по тексту с разной интонацией, дети повторяют.

Воспитатель:             Жил в лесу старичок маленького роста

                                    И смеялся старичок чрезвычайно просто:

Старичок-Лесовичок:                  Ха-ха-ха да хе-хе-хе,

                                                       Хи-хи-хи да бух-бух-бух!

                                                       Бу-бу-буда бе-бе-бе,

                                                      Динь-динь-динь да трюх-трюх!

Воспитатель:             Раз, увидя паука, страшно испугался,

                                    Но, схватившись за бока, громко рассмеялся:

Старичок-Лесовичок:                 Хи-хи-хи да ха-ха-ха,

                                                   Хо-хо-хо да гуль-гуль-гуль!

                                                   и-го-го да буль-буль-буль.'

Воспитатель:                       А увидя стрекозу, страшно рассердился,

                                            Но от смеха на траву так и повалился:

Старичок-Лесовичок:                      Гы-гы-гы да гу-гу-гу,

                                                           го-гo-гo да бах-бах-бах!

                                                        Ой, ребята, не могу!

                                                         Ой, ребята, не могу!

 Игра «Зеркало»

Цель: развивать монологическую речь

Петрушка загадывает загадку:

И сияет, и блестит,

Никому оно не льстит,

А любому правду скажет -

Все как есть ему покажет!

Что же это? (Зеркало.)

В группу (зал) вносят большое зеркало. Каждый из команды подходит к зеркалу, и, глядя в него, первый — хвалит себя, восхищается собой, второй рассказывает о том, что ему не нравится в себе. Затем то же самое проделывают члены другой команды. Петрушка и жюри оценивают этот конкурс.

Игра «Подбери рифму»

Волшебник задает рифмы по очереди:

Кочка — бочка, строчка, дочка, точка...

Картошка — матрешка, морошка, кошка...

Печь — меч, течь, лечь...

Лягушка — квакушка, подружка, кружка...

Зайчик — пальчик, мальчик...

Мышь — тишь, камыш, шуршишь...

Кошка — мошка, блошка, плошка...

Крючок — сучок, бачок, молчок, пятачок...

Снежинка – пушинка, пружинка…

 Игра «Телефон»

Цель: развивать фантазию, диалогическую речь.

Петрушкина загадка:

Поверчу волшебный круг —

И меня услышит друг.

Что ЭТО? (Телефон.)

Петрушка приглашает по два человека от каждой команды, особенно тех, кто любит беседовать по телефону. Для каждой пары предлагается ситуация и тема для разговора. Пара составляется из членов противоположных команд.

1.        Поздравить с днем рождения и напроситься в гости.

2.        Пригласить на спектакль человека, который не любит ходить в театр.

3.        Вам купили новые игрушки, а вашему другу хочется в них поиграть.

4.        Вас обидели, а друг вас утешает.

5.        Ваш друг (подруга) отнял любимую игрушку, а теперь извиняется.

6.        У вас именины

 «Зайчик и дождь»

Цель: закрепить у детей умение пересказывать текст своими словами; правильно употреблять существительные множественного и единственного числа в творительном падеже.

Наглядный материал: настольный или магнитный театр.

Текст:

Сидит зайчик на полянке,

Греется на солнце (лес, полянка, зайчик, солнце).

Но вот туча набежала,

Туча солнышко закрыло (закрыть солнце тучей). Зайчик спрятался в кусты. Под кустом сухо, не намокнет у зайца шубка.

Вопросы к детям:

Где сидел зайчик?

Почему зайчик спрятался под кустик?

Воспитатель просит ребят пересказать текст своими словами.

Дидактическое упражнение «Про Мишутку»

Цель: использование в речи глаголов с приставками по демонстрируемым действиям.

Наглядный материал: настольный театр – домик, лес, Мишутка.

Текст:

Сейчас мы с вами придумаем сказку про Мишутку. Я начну эту сказку, а вы будите помогать. «Жил был Мишутка в лесу. Однажды шёл он по лесу и увидел на полянке домик. Мишутка к домику (что сделал?) подошёл. Мишутка вокруг домика (что сделал?) обошёл. А потом в домик (что сделал?) зашёл. Он там мёду нашёл. А потом он из домика (что сделал?) вышел. С крылечка (что сделал?) сошёл. Через полянку (что сделал?) перешёл и ушёл к себе домой. А сейчас мы сами будете составлять сказку про Мишутку. Сказку рассказывайте выразительно.

Дидактическое упражнение «Что делают дети?»

Цель: ввести в речь детей глаголы с приставками.

Наглядный материал: парные сюжетные картинки.

Вопросы к детям:

Что делает мальчик? (Рисует.)

Что сделал мальчик? (Нарисовал.)

Пары глаголов: лепит - слепил, моет - вымыл, пел - спел, играет – поиграл, гулял – погулял. Словообразование

Дидактическое упражнение «Спортсмены»

Цель: учить детей образовывать существительные с помощью суффиксов.

Наглядный материал: картинки с изображением спортсменов.

Воспитатель начинает предложение, а дети заканчивают.

Спортсмен, который ходит на лыжах, - …(лыжник).

Спортсменка, которая ходит на лыжах, - …(лыжница).

Прыгает в воду… (прыгун, прыгунья).

Словарный материал: бегун – бегунья, гимнаст – гимнастка, пловец – пловчиха.

Приложение 3

Конспект литературной викторины по развитию речи

«Из какой я сказки»

Старшая группа

Программные задачи: приобщать воспитанников к доступным им произведениям  литературного искусства, миру словесного искусства и театра; формировать умения отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении.

Предварительная работа: чтение сказок, рассказов, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций, книг к прочитанным произведениям, театрализация литературных произведений, распределение ролей, заучивание фрагментов из сказок.

Материал: костюм Сказочницы, костюмы-маски сказочных героев для детей, волшебная палочка, сундучок, два круглых стола и стулья для участников, мультимедийная установка, фишки, разные предметы (рукавичка, золотой ключик, туфелька Золушки  и  других  сказочных героев).  Подарки  или грамоты победителям и участникам.

Ход занятия

Воспитатель: (выходит под музыку в костюме сказочницы).

    Здравствуйте, ребята я Сказочница. Я знаю, что вы любите сказки. Но мне хотелось бы убедиться в этом самой. Сегодня мы будем «Знатоками» и принимать участие в литературной викторине  «Из какой я сказки».

Дети делятся на две команды девочки – «Умницы» и мальчики – «Умники».  Занимают места, мальчики за одним круглым столом с эмблемой, а девочки за другим по шесть человек в команде. Одна команда, другой задает вопросы – загадки по очереди.

Сказочница: Команда, которая наберет больше фишек за правильные ответы, будет победителем, получит подарки от меня.  Вы готовы.  (Да)

(Участник команды должен одеть на себя костюм – маску и задавать вопрос команде – сопернику по очереди)

Вопросы «Умницам»

1.Я хочу напиться чаю,

К самовару подбегаю,

Но, пузатый от меня

Убежал как от огня.

Из какой сказки этот отрывок, кто готов ответить?

(«Мойдодыр» К. И. Чуковский)

На экране мультимедийной установки, за каждый правильный ответ в каждой команде появляются герои сказок «ответ». (Если ответ правильный, а если нет, то просто звуки сирены)

2.Ступайте, вёдра, сами домой! («По щучьему велению»)

3.Кто хлебал из моей чашки? («Три медведя»)

Вопросы «Умникам»

1.Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет. («Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкина)

2.И ответила посуда:

Было нам у бабы худо,

Не любила нас она,

Била, била нас она.

Запылила, закоптила,

Загубила нас она! («Федорино горе» К.И. Чуковский)

3.Вертится лиса вокруг кувшина:

И так зайдет, и этак,

И лизнет кувшин, и понюхает –

Ничего не достать. («Лиса и журавль»)

(Дети получают за правильные ответы фишки)

Вопросы «Умницам»

1.А сейчас про чей-то дом

Разговор мы проведем

В нем богатая хозяйка,

Припеваючи жила

Но беда пришла нежданно

Этот дом сгорел дотла. («Кошкин дом»)

2.Скорей бы приблизился вечер

И час долгожданный настал

Чтоб мне в золоченой карете

Поехать на сказочный бал

Никто во дворце не узнает

Откуда я, и как я зовусь

Но только лишь полночь настанет

К себе на чердак я вернусь! («Золушка»)

3.Сидит в корзине девочка

У мишки за спиной

Он сам того не ведал,

Несет её домой!

Ну, отгадай, загадку?

Пожалуйста, ответь

Название этой сказки? («Маша и медведь»)

Вопросы «Умникам»

1.Тут синее море, тут берег морской

Мужик вышел в море, он невод забросил

Кого – то поймал и что – то попросит

О жадной старухе рассказ здесь пойдет

А жадность ребята к добру не ведет.

А кончится дело, тем же корытом

Но только не новым, а старым разбитым.

(«Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина)

2. Девочка хорошая по лесу идёт

Но не знает, девочка, что опасность ждет!

За кустами прячется пара злющих глаз

Кто-то страшный встретится

Девочке сейчас.

Кто обманут бабушку

Чтобы в дом войти?

Кто же эта девочка?

Кто же этот зверь? («Красная Шапочка»)

3.Кто-то за кого-то

Ухватился крепко

Ох, никак не вытянуть!

Ух, засело крепко.

Но еще помощники

Скоро прибегут

Победит упрямицу

Дружный общий труд!

Кто засел так крепко

Может это («Репка»)

Музыкальная пауза (Дети танцуют и поют знакомые детские песни)

Сказочница: Наши соревнования продолжаются.

Вопросы команде «Умницы»

1.О, если я не дойду,

Если в пути пропаду

Что станет с ними, с больными

С моими зверями лесными? («Доктор Айболит»)

2.А слониха – щеголиха

Так притопывала лихо,
        Что румяная луна

В небе задрожала

И на бедного слона… («Тараканище»)

3.Ах ты, Петя – простота,

сплоховал  немножко.

Не послушался кота,

выглянул в окошко. («Кот, петух и лиса»)

Вопросы «Умникам»

1.Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода в ямке из копытца. («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

2.Отворили дверь козлята и пропали все куда-то. («Волк и семеро козлят»)

3.Колотил да колотил по тарелке носом,

Ничего не проглотил и остался с носом. («Лиса и журавль»)

Сказочница: Для вас есть еще задание. У меня в сундучке много предметов из разных сказок. Помогите вернуть предметы сказочным героям. Назовите этих сказочных героев? (Предметы сказочница кладет на стол игрокам в равном количестве) волчий хвост, топор, ключик Буратино, рукавичка и т. д.  Дети по очереди рассказывают, какому сказочному герою принадлежит этот предмет.

Сказочница и дети подсчитывают фишки и награждают победителей.

Сказочница: Молодцы ребята все старались. Вам понравилась наши соревнования? И мне приятно, что вы так много знаете сказок. Сказочница берет «интервью». Скажи: вам понравилась наша викторина? Что сегодня было трудным для тебя? и т.д. Мне пора возвращаться в сказку. (Звучит музыка, Сказочница взмахивает волшебной палочкой и «исчезает»).

Литература:

  1. Учебная программа дошкольного образования. – Минск: НИО, 2012.
  2. Пралеска: Хрэстаматыя для дзіцячага сада: 2 – е выд. Стэрэатып. / Уклад. А, І, Сачанка. – Мн.: Выд. Ул. М. Скакун, 2001. – 704 с.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.